За последние несколько лет банки ужесточили требования к компаниям по выдаче кредитов для малого и среднего бизнеса, получить финансирование в банке таким компаниям стало намного сложнее. При привлечении заемных средств у банков основные условия кредита, такие как объём, срок, величина процентной ставки определяются непосредственно банком-кредитором для компаний, подтвердивших свою платежеспособность и предоставивших необходимое обеспечение, стоимость которого существенно больше суммы займа.
Альтернативным источником финансирования для компаний малого и среднего бизнеса является выпуск облигационных займов в виде биржевых или коммерческих облигаций (Федеральный закон 39-ФЗ от 22.04.1996 года «О рынке ценных бумаг»). Данные облигации имеют упрощённую процедуру регистрации: биржевые облигации регистрируются Московской биржей, а коммерческие — Национальным расчетным депозитарием (НРД). У этих облигаций нет залога, и выплаты по ним осуществляются денежными средствами.
Биржевые облигации отличаются от коммерческих тем, что они распространяются через Московскую биржу и допущены к торгам на фондовой бирже. Биржа предъявляет определенные требования к компании-эмитенту и заинтересована в том, чтобы компания-эмитент обладала всеми признаками благонадежности.
Коммерческие облигации размещаются по закрытой подписке и не торгуются на бирже. Требований к коммерческим облигациям намного меньше, чем к биржевым. В отличие от биржевых, эмиссия коммерческих облигаций требует от компаний-эмитентов гораздо меньше финансовых и временных затрат на подготовку и размещение, так как нет необходимости проходить листинг на бирже и регистрировать проспект ценных бумаг.
Этапы организации выпуска облигаций:- Подготовка к размещению: наши специалисты помогут с определением предварительных параметров и структуры облигационного займа.
- Формирование документов: мы предлагаем комплекс услуг по подготовке и регистрации эмиссионных документов, необходимых для выпуска и размещения облигаций.
- Координация эмиссии: осуществляем всестороннее взаимодействие с компанией- эмитентом и инфраструктурными организациями (Московская биржа, НРД).
- Формирование рынка: услуги по размещению облигаций и поддержке ликвидного вторичного рынка.
Преимущества финансирования через выпуск облигаций- быстрый срок получения финансирования: несложная и недлительная процедура регистрации и выпуска облигаций может занять от 3-х недель;
- определение собственных условий заимствования, гибкость финансирования и управления долгом, возможность долгосрочного привлечения денежных средств: объем и срок заимствования, величина процентной ставки и иные условия финансирования определяются эмитентом облигаций (кредиты предполагают сильную зависимость от одного кредитора и невысокую мобильность в принятии решений по параметрам финансирования);
- привлечение беззалогового финансирования: эмитент облигаций может получить финансирование без предоставления инвестору залогов, доли в компании или иных обременительных гарантий;
- более доходные условия для инвесторов формируют спрос на облигации: облигации, выпущенные по привлекательным условиям, пользуются большим спросом у частных инвесторов. Порог вхождения для них может быть минимальным, что значительно увеличивает количество потенциальных покупателей. Кроме того, облигации являются защищенными ценными бумагами, что повышает уровень доверия инвесторов. НРД контролирует выполнение компанией-эмитентом условий выпуска облигаций;
- создание публичной кредитной истории: успешный опыт выпуска и реализации облигаций может стать для эмитента отличным способом сформировать положительную кредитную историю и повысить свой имидж среди инвесторов. В будущем такой шаг способен привлечь более дешевые инвестиции, как среди частных инвесторов, так и среди банков, а возможно и крупных институциональных инвесторов. Такая форма кредитования открывает многочисленные перспективы, позволяет компаниям-эмитентам зарекомендовать себя перспективным и добропорядочным плательщиком, тем самым создавая себе положительную долгосрочную деловую репутацию;
- способствует развитию и широкой узнаваемости бренда компании-эмитента облигаций для инвесторов.